IT-бизнес во время пандемии

17 апреля, 2:20

Пандемия коронавируса, по мнению экспертов концерна «Гранит» открывает широкие возможности для ИТ-индустрии, что связано с массовым переходом людей на удаленную работу, сокращением личного общения и переводом его в мессенджеры, с ростом спроса на развлечения, доступные в сети Интернет, на приложения по доставке товаров на дом.

Ряд примеров показывают, что некоторые ИТ-компании вполне успешно адаптируются к ситуации. Так, например, Comcast и T-Mobile улучшили условия своих интернет-тарифов, а проект Folding@Home предлагает пользователям делиться мощностями своих компьютеров для исследования вируса. Интегрированная же с Google компания Verily создает сайт, позволяющий определить, кому необходимо пройти анализ на коронавирус. 

Как считают эксперты концерна «Гранит», наибольший спрос сейчас наблюдается на средства для совместной работы, на ИТ- и коммуникационные решения, позволяющие организовать работу дистанционно (ноутбуки, средства видеокоммуникации, носимые устройства). В то же время на первый план выходит и защита персональных данных, коммерческой тайны, создание новых версий антивирусов и т.п.

Кроме того, востребованными становятся и решения, позволяющие органам власти осуществлять удаленную коммуникацию с гражданами (по типу проектов «Неравнодушный гражданин», «Активный гражданин», «Наш город» и т.п.), принимать сообщения о проблемах, своевременно реагировать на них и давать обратную связь. 

Также спрос высок и на продукты, предназначенные для контроля за перемещением граждан, соблюдением ими самоизоляции и карантина (система QR-кодов, которая будет применяться в Москве).

Как считают в концерне «Гранит», ИТ-индустрия все же менее уязвима в сложных экономических условиях пандемии, чем многие другие отрасли. Но целый ряд компаний, конечно, все равно пострадает в нынешней сложной ситуации. 

В частности, это компании, работа которых сильно зависит от поставки комплектующих из-за рубежа (в основном из Китая). Также пострадают и те ИТ-компании, деятельность которых ориентирована на сотрудничество с отраслями, понесшими существенные потери из-за коронавируса (туризм, гостиничный бизнес). По некоторым прогнозам, аутсорсинг просядет от 30% до 70%.

Еще одна категория организации, которые должны находиться в постоянной тесной коммуникации с клиентами и партнерами — компании-вендоры и интеграторы, организаторы IT-конференций (отменены MWC, E3, SXSW). 

Правда некоторые мероприятия не отменяются полностью, а переходят в режим «онлайн-трансляций». Так произошло и с Microsoft Build и с WWDC, а также с частью киберспортивных состязаний. 

Сейчас можно констатировать, что в краткосрочной перспективе пандемия коронавируса приведет к задержкам поставок ИТ-оборудования. В более долгосрочной перспективе (в том случае, если пандемия будет иметь затяжной характер) стоит опасаться сокращения инвестиций в сектор ИТ – вплоть до 50-70%. При этом компании будут стараться снизить свою зависимость от моно-поставщика технологий и запчастей (Китая), стараясь диверсифицировать свою деятельность.

Но, по-прежнему (в результате «принуждения к цифре») будет расти спрос на продукты и решения, которые позволят наладить удаленную работу (не исключен бум спроса в 2-3 раза), коммуникацию между подразделениями и сотрудниками, создать резервные мощности. 

Если делать выводы о деятельности конкретно компании «Гранит», то в нынешних условиях наблюдается рост спроса на собственные программные продукты и платформы, созданные для взаимодействия органов региональной власти и граждан.