Отказ от «нефтяной иглы»: какое будущее у альтернативных видов топлива
Основные причины, почему автомобилисты ищут замены бензину – это недостаток его экономичности, экологичности и безопасности. Это три главные качества, которые в той или иной степени имеют альтернативные вида топлива.
Один из них – это электричество. Все больше концернов, главным образом пока европейских, расширяют свое производство и начинают выпускать наряду с традиционными автомобилями электрокары и гибриды, которые имеют возможность работать как на бензине, так и от батарейки. Польза для окружающей среды таких автомобилей не вызывает сомнений. Например, в Индия, где проблемы экологии стоят особенно остро, власти с 2030-го года собираются продавать на внутреннем рынке только электрокары. Минусы, которые остаются у таких машин — длительная подзарядка, высокая стоимость (от 35 тысяч долларов) и недостаточно развитая инфраструктура заправок.
В России к этим минусам добавляются и большие расстояния, которые не позволяют заряжать машину так часто, как это того требует.
Другой вид, который теоретически мог бы заменить бензин, – это биотопливо, которое представлено главным образом этанолом (его получают на основе сахарного тростника и зерна), биодизелем (из рапса и сои) и обычным растительным маслом. Экологичность такого топлива также не вызывает вопросов, в отличии от его низкой энергоэффективности и спорной экономичности. На производство биотоплива требуется слишком много природных ресурсов, что в итоге наносит больше вреда окружающей среде, чем пользы.
Наиболее сбалансированная альтернатива бензину, гармонично сочетающая в себе все три упомянутые качества – это природный газ. Машины, работающие на сжиженном метане — СПГ – или сжатом – КПГ –оказываются безопаснее привычных автомобилей. Согласно классификации горючих веществ, метан относится к наиболее безопасному 4 классу (к слабочувствительным веществам). Бензин жезачислен к 3 классу опасности. Кроме того, метан находится в баллонах под давлением, что исключает попадание в них воздуха, который вызывает воспламенение.
Газ оказывается в среднем в 2-3 раза дешевле бензина. И в Европе, и в Восточной Азии, и в России использование автомобилей на газу широко поддерживается. Например, в ЕС существует специальный проект «The LNG BlueCorridors», посвященный созданию сети криогенных автомобильных заправочных станций (КриоАЗС) для заправки автомобилей СПГ.
Под СПГ и КПГ машины делают и поставляют в Россию Volvo иScania. Так, Scania в июне сдала 5 грузовиков на газу российскому грузоперевозчику «Деловые Линии». Такие машины позволяют экономить на топливе 25-30% в денежном эквиваленте, сообщил в июне директор управления по экспедиционной деятельности ГК «Деловые Линии» Михаил Петров.
Единственный недостаток природного газа – неразвитая сеть газозаправочной и сервисной инфраструктуры. По данным компании «IFC Markets», на строительство одной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции можетпонадобится порядка 100 миллионов рублей.
Однако ситуацию может исправить то, что Россия занимает второе место в мире по добыче природного газа, и можно рассчитывать на бюджетную поддержку развития инфраструктуры заправок. По оценкам экспертов, внешний спрос на газ может снизиться из-за экономических и геополитических сложностей – а также потому что некоторые покупатели перейдут на неуглеродное топливо.
Переход на газовое топливо уже несколько лет поддерживает Минтранс, предлагая программу облегчения налоговой нагрузки для компаний, которые пользуются машинами на газу и для владельцев автомобилей, работающих на этом виде топлива.